лого

Израиль

Географический домен .il Телефонный код +972 Валюта Новый шекель

вход на сайт

Главная / Гуш-Халав
 

Гуш-Халав

Гуш – Халав (  גוש – חלב )в переводе с иврита означает молочный массив (по арабски Эль- Джиш или Джиш). Такое название, возможно, связано с большим количеством  белых меловых пород, находящихся  в этом районе. Поселение расположено в 8 км к северо-западу от Цфата на шоссе 89.  В древние времена здесь находился город Гисхала, именно поэтому мы и решили посетить это место. К сожалению, от города мало что осталось, но сам факт, что это был последний город  Галилеи, который пал под натиском римлян в 67 г., впечатляет. Очень подробно о сдаче Гисхалы пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейская война». Глава так и называется  -  «Сдача Гисхалы после бегства Иоанна Гисхальского в Иерусалим».

Иоанн Гисхальский, уроженец Гисхалы, входил в число руководителей еврейского антиримского восстания 66-67 гг. и был одним из вождей, возглавивших оборону Иерусалима во время осады города Титом. Иоанн был из богатой семьи и до восстания занимался производством оливкового масла. Вообще большинство жителей  города в ту пору занимались выращиванием олив и зерновых. Иоанн потратил много своих денег на укрепление города стенами для защиты от римлян, но город спасти не удалось, несмотря на все усилия, т.к. население  в основном состояло из мирных земледельцев. Тит осадил город с 1000 всадниками. Когда Иоанн понял, что он не может выиграть  сражение, то попросил у Тита перемирие на один день под предлогом субботнего дня. Тит, которому, как  пишет Иосиф Флавий, надоели кровопролития, согласился и даже отодвинул свой лагерь. Воспользовавшись этим, Иоанн с преданными ему людьми бежал. А наутро жители открыли ворота города римлянам. Тит отрядил всадников в погоню за Иоанном, но догнать его не сумел, однако 6000 человек, бежавших с Иоанном было убито и 3000 женщин и детей пригнано назад в Гисхалу. Иоанн скрылся  в Иерусалиме, куда прибыло из Галилеи много его сторонников. Впоследствии он примкнул к зелотам, основной целью которых было свержение римского владычества. После падения Иерусалима Иоанн попал в плен и был привезен Титом в Рим. Умер в заключении. Вот такая история развернулась в этих местах.

Сейчас на месте древнего города - современная арабская  деревня. В 1948 году здесь поселились христиане – марониты из деревни Бирיам, расположенной на границе Израиля с Ливаном. В  современном поселении Гуш-Халав проживает около 4000 человек, 65 % из них христиане- марониты.

История маронитов начинается в 4 веке. Приблизительно в это время вокруг монаха –отшельника Марона, жившего в Антиохии сконцентрировалась группа его последователей. Там же был построен и первый монастырь маронитов. Далее история приобретает трагический характер, т.к. в 7 веке марониты избрали собственного патриарха и прервали связь с константинопольской церковью. Это вызвало гонения со стороны Византии. Разногласия привели к вооруженному конфликту, в результате которого много монахов – маронитов было убито,а монастырь разрушен. Спасаясь от преследований марониты бежали в Ливан. Отношения с константинопольской церковью нормализовались лишь в 1182 году.

Т.о., если кратко, это- древняя христианская церковь, возникшая в Сирии и названная так по имени монаха Марона. Сейчас основная часть  маронитов проживает в Ливане.  Маронитские  общины имеются также в Сирии, Египте, США, Бразилии, Аргентине, Канаде, на Кипре и в других странах. Общая численность примерно 3 млн. человек.

Несколько слов о новой истории поселения Гуш-Халав.  Недалеко от границы с Ливаном располагалась арабская деревня Бирיам, где жили представители маронитской общины. В 1948 во время войны за независимость жителям деревни было предложено в стратегических целях переселиться в близлежащее поселение Гуш-Халав, где они и проживают в настоящее время.

Начинаем прогулку по поселению Гуш-Халав.  Мы   ожидали найти здесь больше следов древнееврейской и римской истории. По-видимому, войны и землетрясение 1870 года в большой степени  уничтожили  то, что осталось на поверхности. Машину мы оставили на стоянке, а в принципе можно было оставить ее около новой маронитской церкви, которая находится на главной улице.  Церковь  красивая, просторная,  снаружи украшенная скульптурными изображениями и витражами. Внутри, по бокам и в куполе, тоже много маленьких  витражей. По стенам развешаны картины небольших размеров, изображающих крестный путь. Внутри и снаружи церкви имеются изображения Св. Марона.  Красиво разрисованы окна церкви.  Около церкви симпатичный садик.  Прямо напротив   через дорогу во дворе жилого  частного дома могила  раби Меира Ицхака. Могила находится под наблюдением комитета спасения древних могил. Это удивительное явление  – такое вот сохранение древних еврейских могил  на территории, прилегающей к  арабскому дому.

От маронитской церкви проходим по главной улице вверх до первого перекрестка и сворачиваем налево.  Пройдя несколько кварталов, увидим справа новые дома, а с левой стороны  -  оливковую рощу.  В ней находится еще одно древнее еврейское захоронение  под  голубым куполом. В пещеру можно спуститься по ступенькам и там внутри довольно большое помещение, где и находятся могилы. Вообще на территории поселения Гуш-Халав находятся еще несколько древних могил еврейских равов,  и религиозные евреи приезжают сюда им поклониться.

От могилы можно выйти на дорогу, ведущую на вершину холма (Белый холм), под которым находится кладбище. Это самая высокая точка в поселке. С него хорошо видны горы - Мирон, Хермон, Хирам и Адир, приграничные Израильские поселения  и граница с Ливаном. Вообще очень красиво. Недалеко от кладбища на вершине соседнего холма находится самое высокое здание в поселении – греко-католическая церковь  Бутрус. Ее подсвеченный крест виден в темноте издалека. При входе в церковь – древние обработанные камни. Говорят, что это остатки древней синагоги периода 2-го храма.  Чуть ниже видна старая маронитская церковь, где прихожане молились до постройки новой большой церкви. Над входной дверью - интересный знак, изображающий крест и 2 восьмиконечника.   Отсюда мы отправились на поиски второй древней синагоги в долине ручья Гуш-Халав. Спуститься к ней нам не удалось, но мы видели ее развалины сверху. Говорят, что в ней нашли клад, по-видимому, общинные деньги на черный день.

Теперь для тех кто любит полюбоваться природой – есть удобный пологий спуск по грунтовой дороге от Белого холма вниз к ручью Гуш- Халав, который приведет к маленькому голубому озерцу. Оно очень живописно  лежит в долине ручья. Там хорошо отдохнуть и виды замечательные.
Сама деревня Гуш-Халав оставляет странное впечатление – рядом с красивыми новыми домами и виллами - ужасные старые  домишки и маленькие сарайчики, улицы узкие, никак не приспособленные для езды на транспорте, однако по  ним ездят, и очень много, т. к. машины в поселке, наверное, есть в каждом доме.  Большинство жителей хорошо говорит на иврите, а кроме того, мы слышали и немецкую и английскую речь.

В заключении можно сказать, что увидеть древнюю Гисхалу в современном поселении Гуш-Халав очень  трудно, но побывать в этих исторических местах интересно.  

Бакмед

Греко-католическая церковь на самом высоком месте поселка Гуш-Халав.
Остатки древней синагоги в долине ручья Гуш-Халав.
Озерцо в долине ручья Гуш-Халав.
Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutIsrael.ru
  Невежество разъединяет, знание - сближает!