лого

Израиль

Географический домен .il Телефонный код +972 Валюта Новый шекель

вход на сайт

Главная / Хайфа / Музей железных дорог Израиля
 

Музей железных дорог Израиля

Музей железных дорог Израиля расположен в районе Нижнего города в зданиях, обслуживавших  в 19 веке Хиджазскую железную дорогу ( станцию Хайфа – Восток). Рядом с восточной станцией сохранились старые каменные сооружения, возможно, это были торговые центры, склады и магазины. Здесь же неподалеку расположена центральная хайфская мечеть. Но старую застройку уже теснят новые современные кварталы, которые хорошо просматриваются с пешеходного моста через железнодорожные пути.


В музее представлена история железных дорог  Эрец Израэль от 1892 года, когда была проложена первая линия между Яффо и Иерусалимом, и до наших дней. Железная дорога Эрец Израэль сначала принадлежала Оттоманской  империи, потом находилась под властью британского мандата, пережила две  Мировых войны, а также множество местных военных столкновений и, наконец, стала собственностью государства Израиль. Сегодня это разветвленная сеть современных железных дорог, пересекающая почти весь Израиль.


Самые первые железнодорожные пути с шириной колеи один метр от Яффо до Иерусалима были проложены в Эрец Израэль в 1892 году. Строительство велось французской компанией по инициативе еврейского коммерсанта Йосефа Навона. По первоночальному проекту дорога должна была доходить до стен старого города, но турецкие власти опасались, что это нанесет вред древним стенам, и дорога прошла по южной части города. Первые паровозы были построены в Америке. В начале в каждом направлениии действовал один поезд и время в пути между 2-мя городами занимало свыше 3-х часов. Во время Первой Мировой войны участок пути между Яффо и Лудом был разобран, и рельсы турецкие власти использовали для строительства железной дороги в Ницану и Синайскую пустыню. Со временем ширина колеи  изменялась, что давало возможность соединить  старые пути со стандартными. Так, после захвата Эрец Израэль  в 1918 г. британцами,  пути между Лудом и Иерусалимом были расширены до 143,5 см.  и этот отрезок  был соединен с британской железной дорогой из Египта в Хайфу. А позднее  в 1920 г. и участок пути между Яффо и Лудом был соединен с основной дорогой. В 1923 году французской компании, начавшей  прокладку железной дороги, было выплачено возмещение расходов.


Теперь немного о дороге восточного направления. Еще в 80-е годы 19 века состоятельная семья из Бейрута представила предложение о строительстве железной дороги из Акко в Дамаск через Израэльскую долину. В 1892 г. была создана акционерная британская компания, целью которой должна была стать прокладка железнодорожных путей с шириной  колеи 143,5 см между Хайфой и Дамаском через долину. В результате было  построено несколько мостов и отрезок пути до места, где сегодня расположен кибуц Гешер. Вскоре работы были прекращены из –за финансовых трудностей.


Строительство восточного направления железной дороги  (или Хиджазской дороги)  осуществилось в полном объеме в период правления султана Оттоманской империи Абдулы Хамида второго, правившего с 1876 по 1909 гг. Название дороги происходит от названия  области Хиджаз, где зародился ислам. В 1901 – 1908 гг. эта дорога была очень популярна в Палестине. Она соединяла Дамаск и Медину (Аравийский полуостров). Ее длина состовляла 1301 км. Дорога позволяла облегчить доставку паломников в Мекку и могла использоваться в стратегических целях. Вместо дороги Дамаск – Бейрут, построенной французской компанией  в 1895 г.,  которая соединяла Дамаск со Средиземным морем, турки в 1903 – 1905 гг. прокладывают новую ветку длиной 161 км. Она начинается от Хайфы,  проходит через Израэльскую долину, Цемах, по руслу Ярмуха и в Дарайя соединяется с главной линией Хиджазской дороги. Этот участок Хиджазкой дороги называется  «поезд долины». «Поезд долины» соединял Хиджазскую дорогу с берегом Средиземного моря. В честь  открытия  восточной станции был сооружен обелиск с изображением идущего паровоза. Главное здание станции было каменным с часовой башней в центре. После Первой Мировой войны отсюда отправлялись поезда в Египет и Дамаск. Когда организацией Пальмах  был взорван мост через Ярмух около Хамат - Гадер линия Хайфа – Дарайя  закрылась. Это произошло в «ночь мостов» в июне 1946 г. из опасения проникновения арабских сил на территорию Эрец Израэль.  Непродолжительное время  ветка «поезд  долины» еще продолжала действовать из Хайфы до Афулы, а затем движение по ней было окончательно прекращено.  В 1946 г.  восточная станция в Хайфе была взорвана , сохранилась только ее западная часть. В наши дни восточная станция обслуживает Хайфский порт. В старых станционных зданиях располагается музей.


Восточная железная дорога имела еще два направления . Это  путь, проходивший от места, где расположен сегодняйшний район Нешера – Тель Ханан,  до Акко. И второе направление – южное - на Афулу и далее на Иерусалим, но Первая Мировая война помешала этому, и дорога, которая должна была быть проложена до Иерусалима, закончилась в  Шхеме. 


Во время Первой Мировой войны турки проложили железнодорожную линию  от Масаудия, через Туль – Карм, Луд , Беэршеву внутрь Синайской пустыни с целью совершать нападения на Суэцкий канал, находившийся под властью Британии. В начале 1916 г. британцы прокладывают несколько узкоколеек  шириной 60 и 70 см от Суэцкого канала в глубь Синайской пустыни для предотвращения нападения турок и немцев на канал. А когда в 1916 г. турки потерпели поражение в Румынии и инициатива перешла к британцам,  они начинают прокладывать железную дорогу от Кантары через пустыню вглубь Эрец Израэль. В 1917 г. дорога доходит уже до Эль – Ариша. Проникновение дальше вглубь страны еще было затруднительно, т.к. Газа и Беэршева были заняты турками. Однако британцам удалось проложить узкоколейную дорогу от Рафиаха до Беэршевы. Вследствии недостаточного контроля за безопасностью на британской ветке железной дороги  в Синайской пустыне нередки были столкновения поездов, что и запечетлено на фотографии, представленной ниже. В  октябре 1917 г. Беэршева была взята, а через неделю пала Газа. Т. о. путь на Эрец Израэль был открыт для британцев. Вскоре был захвачен Яффо и Иерусалим. Часть старых железных дорог была обновлена. Так турецкая линия между Беэршевой и ручьем Сорек была преобразована в стандартный путь добавлением третьей рельсы к узкоколейке. Британцами была проложены узколейные дороги от Иерусалима до Эль – Бира и из Яффо в Луд – эта часть старой дороги, из Яффо в Иерусалим, разобранной турками в 1915 г. 19 сентября 1918 г. турки были окончательно изгнаны из Эрец Израэль. Британские железные дороги теперь тянулись и на север и доходили до Восточной станции Хайфы. Большая часть военных британских дорог впоследствии была закрыта и разобрана, т.к. в мирное время в них не было нужды. Основной британской линий была  линия Кантара – Хайфа.


В годы перед Второй мирой войной (1936 -1939)  железные дороги  в подмандатной Палестине находились в запущенном состоянии. Однако, во время войны объем  перевозок возрос на 300%. В 1942 в Синайской пустыни была построена новая дорога из Кантари, связывающая железные дороги Палестины с египетскими. Т.о. теперь из Египта по железной дороге можно было попасть в Хайфу. В это же время была проложена военная железная дорога Хайфа – Буйрут – Триполи . Дорога проходила через туннель  ( Рош  ха – Никра). Т.е. теперь  из Палестины можно было по железной дороге попасть  на восток в Дамаск , на север –  в Бейрут  и Триполи, и на юг –в  Египет и в Африку.


В июне 1946 часть железнодорожных мостов Палестины была разрушена и Палестинские железные дороги оказались изолированными, в результате чего прекратилась  железнодорожная связь Палестины  с Дамаском, Бейрутом и Египтом.


После окончания Войны за Независимость и образования государства Израиль в 1948 году потребовалось обновить железные дороги, оставшиеся от британского мандата. Часть дорог была полностью закрыта, часть требовала ремонта.  В 50 –х годах были приложены большие усилия для улучшения состояния железных дорог и парка составов. Паровозы были заменены на дизели, британские деревянные вагоны на металлические, проложены новые железные дороги.  В 60-х г. была построена железная дорога в Негеве.


Теперь вкратце о выставке музея. Основная часть старых вагонов, тепловозов, тендеров  находится в старом локомотивном депо Хиджазской железной дороги. Например, здесь можно увидеть дизельный двигатель, сделанный в Германии в 1958 г.; вагон 1893 г.,захваченный Израилем на Синае в 1956 г.; вагон и паровоз Хиджазской железной дороги; тормозной вагон 1939 г.; передвижной бетонный бункер; вагон – цистерна 1941 г.;  тендер 1935 г.; первую платформу, купленную Израилем для перевозки тяжелого оборудования; тепловоз 1961 г.; электро – дизельные паровозы 1954 г.и 1961 г.; вагон для вывоза раненных с фронта; подъемный кран 1918 г. для подъема упавших вагонов; ручную дрезину; старую водокачку  и многое другое. Представленный на выставке паровоз Хиджазской железной дороги является последним паровозом, сохранившимся в Израиле. Интересно также посетить вагон – салон, построенный в 1922 г., который с 1929 г. использовался для руководителей железной дороги, а также для важных персон, посещающих Палестину. Это вагон белого цвета с обшитыми деревянными панелями внутренними помещениями. В расширенных купе установлена мягкие кресла и диваны, инкрустированная мебель, зеркала. Туалет и душевая выложены плиткой, имеется довольно просторная кухня . В этом вагоне ездили королева Бельгии Елизавета, Давид Бен – Гурион, император Эфиопии. Вагон Хиджазской железной дороги, который сейчас находится у водокачки и первоночально, построенный как вагон третьего класса, впоследствии был переоборудован и также использовался для перевозки важных персон. Сейчас он в достаточно плачевном состоянии.


В одном из вагонов на территории депо можно посмотреть коротенький фильм, рассказывающий о стареньком паровозе № 70414.


Для того, чтобы попасть от депо в здание музея у старой железнодорожной станции, нужно перейти пешеходный мост через железнодорожные пути. В музейном зале представлено много интересных фотографий, например старые фото железной дороги в туненнеле Рош ха- Никра, взорванные вагоны в период британского мандата, остовы сожженных вагонов, лобовое столкновение паровозов, старая железнодорожная станция в Беэршеве. Также здесь можно увидеть старые удостоверения, марки, конверты,часы, хронометры, старые инструменты и оборудование, проездные билеты и т. д.


Вход в музей платный . Музей закрыт в субботу, а в пятницу открыт только до 12. В остальные дни музей работает до 16 ч.


Бакмед

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutIsrael.ru
  Невежество разъединяет, знание - сближает!